Как составить резюме и написать сопроводительное письмо


Мы хотели собрать самые частые ошибки кандидатов и помочь сделать резюме, которое привлечёт внимание работодателя, поможет сформулировать свои мысли. Но пожеланий и частых ошибок оказалось много, поэтому статья получилась достаточно объёмная. В конце добавили бонус 😉


1. Идентичность должности, на которую ты претендуешь 

Конкретное резюме всегда должно соответствовать определенной вакансии. Если хочешь, чтобы на резюме обратили внимание - оно должно цеплять менеджера. Для этого стоит изучить вакансию и в резюме указать то, что под неё подходит. Написать всё и сразу не всегда получается, поэтому стоит записывать только актуальную информацию, соответствующую требованиям по вакансии.


2. Резюме должно содержать структуру, быть лаконичным и легко читаться

Мы советуем делать объем резюме - не более 2-х страниц, так как больше - читать неудобно и никто не будет вчитываться. 

О трёх последних местах работы и достижениях можно написать не более десяти строк. 

Все остальные - до пяти строк.

Должности пишутся в хронологическом порядке, писать причины увольнений не нужно. 


3. Фото только деловое

Всё-таки фото играет свою роль и не всегда удачную. Старайся не использовать селфи или что-то неподходящее для резюме: фото со свадьбы, с маскарада и прочее. Всему своё назначение.


4. Зарплата только целевая

Для того чтобы сформировать желаемый уровень зп - изучаем рынок, формулируем потребности. Если для тебя этот вопрос сложный, сформулируй минимум, на который ты готов перейти. Его можно не писать в резюме, а написать в сопроводительном письме.


5. Формат резюме DOCX или DOC

Другие форматы не очень удобны, т.к. нередко приходится вносить правки, копировать данные. 

Если направляешь резюме по электронной почте - оно не должно быть просто скачано с работного сайта, проще откликнуться прям на вакансию. Такое резюме выглядит дёшево + работный сайт добавляет логотип, свои поля и ненужную информацию, например, "пол".


6. Не стоит копировать функциональные обязанности

Самая распространённая ошибка - скопировать обязанности из должностной инструкции (ДИ). К слову, во многих компаниях ДИ описывает общие моменты должности - общие обязанности без конкретики, а также задачи, которые сотрудник выполняет редко.

Пиши именно то, чем ты занимался, а не то, что предполагает должность. Это поможет понять, какой опыт и навыки ты имеешь, и что ты можешь предложить работодателю.


7. Не стоит использовать шаблонные фразы

Если ты пишешь о своих личных или профессиональных качествах, стоит не использовать шаблонные фразы. Если возможно - подбери синонимы, а лучше напиши конкретные примеры своих ответственности, креативности, самостоятельности и т.д.


8. Рекомендации без рекомендации 

Никакого смысла писать раздел рекомендации, если сможешь предоставить её по запросу. Получается, что добавляется ненужный объём резюме. Удали этот раздел. Совсем. Работодатель сам умеет собирать обратную связь и может напрямую попросить контакты.


9. Кастомизация - это красиво, но не всегда удобно

Если хочешь покреативить, удостоверься, что это не навредит восприятию информации. Чаще всего смотрят на смысл, а не на красивую картинку. Если оформление мешает восприятию - резюме не сможет донести нужный посыл.


10. Проверяй орфографию

Без комментариев.




Отдельный совет тем, у кого нет опыта работы. 

В резюме можно написать нерелевантный, казалось бы, опыт. Если претендуешь на ученика или стажёра, работодателю интересно, каков ты в коммуникациях, насколько ответственно относишься к делу, обучаемый ли и много другое, что может показать, например, подработка бариста. Все работы хороши! Любая профессия содержит компетенции, которые могут быть полезны и в другой сфере. 

Можно написать о своих активностях, волонтёрстве и учебных проектах.

Если есть опыт в опенсорс проектах - это огромный плюс и нужно об этом рассказывать!



Сопроводительное всё-таки добавляет баллы твоему резюме, показывает серьёзный настрой на претендуемую должность.

Структура примерно такая:

О себе:

Лаконичный текст о себе, что сделал.

Мотивация и целеполагание:

Для нас, как для работодателя, очень важно, казалось бы, целеполагание, т.к. оно показывает насколько человек способен ставить цели перед собой и добиваться их. Поэтому в сопроводительном письме лучше описать свои дальнейшие цели/планы.

Помимо этого следует объяснить свою мотивацию работать в компании. Например, чем заинтересовала вакансия или сама организация; что можешь сделать для нас; как видишь применение своих навыков и опыта в нашей компании, т.е. тебе нужно ответить на вопрос: "почему мы должны выбрать именно тебя?" 

Заключение и предложение:

Как удобно связаться с тобой; дальнейшие действия и пожелания.




Попробуй бегло пробежаться (именно так и знакомятся менеджеры с твоим резюме) и ответь на вопросы:

  1. Есть ли маркеры, которые цепляют?
  2. Как они влияют на восприятие (негативно/позитивно)?
  3. Приятно ли резюме визуально или что-то "пестрит"?
  4. Несёт ли резюме в целом посыл, который ты хотел отразить?
  5. Захотелось ли тебе перечитать резюме более подробно?


Затем попробуй внимательно прочитать своё резюме и ответить на вопросы:

  1. Соблюдается ли целостность резюме?
  2. Нет ли ошибок (грамматических, в знаках препинания, в иностранных словах)?
  3. Все ли аббревиатуры и сокращения понятны?
  4. Соблюдается ли баланс между шаблонностью и вычурной индивидуальностью?
  5. Не слишком ли растянуто описание некоторых деталей?
  6. Захотелось ли тебе перечитать резюме снова?


Схему составления резюме и конструктор написания сопроводительного письма можно найти тут


Читай также наши статьи:

Как подготовиться к собеседованию

О компании ДНС